В Александро-Невском храме Вы можете приобрести книгу «Схимонах Иннокентий (Сибиряков)» под редакцией протоиерея Игоря Филина.

Книга посвящена 150-летию со дня рождения схимонаха Иннокентия (И.М.Сибирякова)

В Священном Писании Царство Небесное уподобляется драгоценной жемчужине, которую купец, ищущий хорошего жемчуга, покупает, продав все, что имел (Мф. XIII, 46). Эти слова почти буквально исполнились в житии выдающегося русского благотворителя XIX века Иннокентия Михайловича Сибирякова, прошедшего удивительный путь от миллионера-золотопромышленника до монаха-схимника, строителя афонского Свято-Андреевского скита, и почитаемого сейчас святогорцами в лике местночтимых святых.

Будущий подвижник родился в 1860 году в Иркутске и принадлежал к одной из самых известных, богатых и влиятельных купеческих династий Сибири, отмеченных не только даром предприимчивости, но и подлинного благочестия. В купеческих династиях нередко случалось так, что их представители в определенном поколении становились иноками, достаточно вспомнить пример преподобного Серафима Саровского, но трудно постижимым для мирского сознания был размер капитала, от которого добровольно отказался Иннокентий Сибиряков, полностью израсходовав его на цели благотворительности. В пересчете на современные реалии он составляет более 30 миллиардов рублей.

Перечислить же то, что оказалось сделано благодаря поддержке сибирского мецената, попросту невозможно — полного списка его пожертвований не существует и вряд ли он когда-нибудь будет составлен, поскольку жертвователь стремился творить милостыню тайно и совершал множество благодеяний анонимно. Помимо крупнейшего на Афоне, и вообще на Балканах, собора Апостола Андрея Первозванного на его средства были построены: большая часть архитектурно-храмового комплекса Свято-Андреевского скита, корпуса Санкт-Петербургского подворья Русского Свято-Андреевского скита на Афоне, Воскресенский скит Валаамского монастыря, Свято-Троицкий Николо-Уссурийский мужской монастырь в Приморском крае, весьма значительные суммы были направлены на поддержку многих бедных монастырей и строительство храмов в России, строительство приютов для сирот и беспризорных.

При этом беспрерывный и преизобильный поток его помощи людям не исчерпывался собственно церковной благотворительностью. Он финансировал многие образовательные и литературные проекты, обеспечивал учебу 70-ти личных стипендиатов в России и Европе, выделял большие средства на создание библиотек и музеев в городах Сибири, на организацию географических экспедиций, издание книг научного и культурного содержания.

В голодные 1891 – 1892 годы И.М.Сибиряков щедро финансировал закупки хлеба и работу санитарных отрядов, организовывал разнообразную помощь в голодающих поселениях Тобольского края, помогал переселенцам из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток. А в 1896 г. совместно с отцом Иоанном Кронштадтским он учреждает при приходе петербургских выходцев из Сибири Православное братство во имя святителя Иннокентия Иркутского и жертвует на его деятельность крупную сумму. Размах его благотворительности был таков, что порой он принимал нуждающихся у себя на дому до четырехсот человек в сутки. Позднее он учредил специальное бюро по оказанию помощи ближним.

Как ни странно, но не всеми понималась и одобрялась столь обширная благотворительная деятельность, и Иннокентию Сибирякову довелось понести и связанные с этим скорби и последующее замалчивание его трудов после его кончины в 1901 году. Ведь, по устоявшимся понятиям, он был «неправильным» капиталистом. Но он был правильным и совестливым русским человеком, который не мог спокойно пользоваться всеми благами жизни, в то время как вокруг бедствовали сотни тысяч людей. И на широко обсуждавшийся тогда вопрос, как победить зло в этом мире, он, в конечном счете, дал святоотеческий ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе».

В наши дни происходит возвращение имени Иннокентия Михайловича Сибирякова в историческую память России. Выходят книги и проводятся исследования, ему посвященные. Растет число его почитателей среди тех, кому довелось познакомиться с делами его милосердия и жизненным подвигом. И молитвенные обращения к этому праведнику за помощью не остаются без ответа.