В преддверии 200-летнего юбилея исторических событий 1812 года Благотворительным фондом «Иваново Дело» 4 августа была проведена уже пятая паломническая поездка в Спасо-Бородинский монастырь. Паломническую группу прихожан московского храма Трех Святителей на Кулишках сопровождал преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Прокопчук.

После традиционного молебна перед иконой Одигитрии Корсунской в храме святого Александра Невского и литии на месте упокоения отрока алтарника Иоанна с поминанием «вождей и воинов на поле брани убиенных, за веру и отечество живот свой положивших», наш путь лежал в Можайск, город, отмеченный особым заступничеством святителя Николая Чудотворца, и далее в Бородино, где мы собирались посетить знаменитое поле русской славы и помолиться в монастыре, основанном на ключевом месте бородинского сражения вдовой погибшего здесь генерала Александра Тучкова, Маргаритой (в монашестве Марией) Тучковой, в честь образа Спаса Нерукотворного.

Знакомство с Бородинским полем началось в селе Горки, где участники поездки поднялись на высокий холм к памятнику командующему русской армией М.И.Голенищеву-Кутузову, расположенному там, откуда он руководил происходящими событиями. Отсюда просматривается все поле в целом, видна церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино, открывается взору увенчанная крестом золотая главка центрального мемориала на батарее Раевского, а вдали возвышается купол собора Владимирской иконы Божией Матери Спасо-Бородинского монастыря на месте Багратионовых флешей. Экскурсовод Благотворительного фонда рассказал паломникам о том, что предшествовало Бородинскому сражению и как оно протекало. Особая атмосфера кутузовского мемориала с его торжественным лаконизмом, передающая ощущение причастности к великим деяниям, долго не отпускала собравшихся. Никому не хотелось уходить, было сделано много памятных фотографий.

Экскурсию по Спасо-Бородинскому монастырю провела одна из его насельниц, матушка Елена. Ее проникновенный рассказ о том как создавалась обитель, о ее святынях и святых, о подвиге героев первой Отечественной войны, о чудесах, происходивших по горячей молитве насельниц монастыря, произвел глубокое впечатление на всех паломников. Искренняя доброжелательность и приветливость матушки расположили к себе как взрослых так и детей.

Огорчило, что храмы и памятники Бородина до сих пор находятся в строительных лесах, и реставрационные работы еще далеки от завершения, хотя до начала юбилейных мероприятий 8 сентября остается чуть больше месяца. Что же успеют сделать к 200-летию? Видимо немного, если сравнивать со 100-летним и даже 150-летним юбилеями.

Вообще, в том как события 1812 года впоследствии воспринимались в России, есть какая-то историческая загадка. В ХIХ веке отношение к Наполеону было более чем благосклонным. По свидетельству П.А.Вяземского, статуэтка Наполеона была непременным атрибутом большинства кабинетов представителей интеллигенции того времени. Не случайно у Пушкина появляются иронические «онегинские» строки про… столбик с куклою чугунной/Под шляпой с пасмурным челом,/С руками, сжатыми крестом.

Положение не изменилось и после революции. Властями не рекомендовалось праздничное поминовение Отечественной войны и публичное исполнение увертюры Чайковского «1812 год». Победа России над Наполеоном была названа войной «реакционного народа» против «республики, наследницы Великой французской революции». Эта кампания возобновилась с еще большим размахом в короткий период хрущевской «оттепели».

Удивительно, но «наполеономания» продолжается и в наши дни. В одном из сел Ивановской области к 200-летию Бородинской битвы готовятся установить памятник… Наполеону! (Интересно, что первый подобный памятник «Мертвым Великой Армии» затонул в 1912 году вместе с пароходом, везшим его в Россию, и на общем захоронении наполеоновских солдат возле Шевардинского редута была потом поставлена его копия.) Возможно, тем же духом навеян и раздут до события мировых масштабов и скандальный «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, ведь изначально этот храм строился как раз в память героев 1812 года и в благодарность за избавление России от наполеоновского нашествия двунадесяти языков.

Русский народ не был ни отсталым ни реакционным. И не прогресс принесли ему освободившие последних узников Бастилии, которыми весьма символично оказались четыре фальшивомонетчика, два сумасшедших и один убийца. Участник похода в Россию, адъютант Наполеона граф де Сегюр, вспоминая пожар Москвы, писал: «отныне мы становились армией преступников, которых осудит небо и весь цивилизованный мир».

Юбилейная дата привлекла большое внимание православной общественности. На Бородинское поле проводятся Крестные ходы. Культурно-исторические и духовные ценности как и прежде оберегаются людьми неравнодушными, патриотами, подвижниками-исследователями, деятелями науки, культуры и искусства, ведется большая работа по озвучиванию исторической правды.

Возвращаясь в Москву, паломники тепло поблагодарили устроителей поездки и попечителей Благотворительного Фонда «Иваново Дело» за полученные глубокие впечатления и новые знания, а о. Александр Прокопчук добавил, что хотя он со школьных лет серьезно интересуется событиями 1812 года, но и ему в этот раз удалось по-новому взглянуть на проблематику наполеоновских войн, как одного из этапов мировой апостасии. Этапа, конец которому был положен здесь в Бородине, благодаря героическому подвигу его защитников.