Основанный в 1656 году патриархом Никоном, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь является уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в небывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории — царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Новый Иерусалим стал воплощением идеи патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства как его центра.
Воскресенский монастырь задуман как пространственная икона всей Святой Земли. Изгиб реки Истры и очертания холма повторяли подковообразные планы Палестины, словно это место изначально было уготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла патриарха Никона. Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям оставалось лишь дать евангельские наименования.
Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.
Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, был единственным храмом в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало радостное приветствие «Христос Воскресе!»
В силу ограниченности времени, отведенного на поездку, мы успели посетить лишь самые главные святыни созданной патриархом Никоном в XVII веке подмосковной Палестины – Новоиерусалимский монастырь с храмом Воскресения и Рождества Христова, прилегающий к монастырю Гефсиманский сад, Богоявленскую пустынь (скит патриарха Никона), место Крещения Господня на Иордане, отмеченное Крестом, и Силоамский источник. А на обратном пути — проехали мимо красивейшего Крестовоздвиженского храма в селе Дарна, по замыслу патриарха Никона тоже входящего в подмосковную Палестину.
Большинство зданий монастыря находится сейчас в строительных лесах, и ведутся масштабные реставрационные работы, реализующие программу воссоздания его исторического облика, которая по плану должна завершиться в 2016 году. Но благодаря трудам монашеской общины, возглавляемой игуменом Феофилактом, даже и в этих непростых условиях в монастыре осуществляется полноценная церковно-богослужебная жизнь, для паломников доступен вход в Кувуклию, Успенский придел Воскресенского храма и доступ к другим святым местам монастырского комплекса.
Хочется верить, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII — начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.